Когда мы судим, что одна вещь лучше другой, мы всегда делаем это со сравнительной, или относительной позиции.

Шен Янь. Абсолютная истина

Постоянное Озарение

Личные советы по дзадзену на затворении

Двадцать пять лет назад, когда я начал практиковать дзадзен – неподвижную сидячую медитацию – она казалась очень трудным делом. Всё время что-то где-то чесалось и хотелось пошевелиться. По коже то и дело ползал кто-то невидимый. Я мог сосредоточиться на таком ощущении и постараться его осознавать и расслабить, но тогда это ощущение просто переползало на другое место. И так я проводил время, мысленно гоняясь по телу за астральными червяками, осознавая и расслабляя ощущения. Но постепенно это дало свои плоды, и я научился сидеть спокойно.

Позже появилась ещё одна трудность, когда я нашёл дзенскую группу в наших краях и стал сидеть вместе с другими. Часы в комнате громко, навязчиво тикали. Сидеть нужно было определённый период. Почти нельзя было шевелиться – не только потому, что таков метод, но и потому, что это отвлечёт соседей. Трудно было сохранять непринуждённость. Когда я медитировал сам по себе, то мог иногда сменить позу, не думая ни о каких соседях; мог медитировать столько, сколько захочется, без жёстких сроков. Поэтому для меня медитация в группе способствовала ощущению принуждённости. Я иногда косил глазами на часы: «Сколько ещё осталось? Ооо! Ещё целых пятнадцать минут!»

Но однажды, когда с нами практиковал опытный монах из Кореи, я заметил, что он кажется очень свободным и непринуждённым. Я подумал, что хорошо бы перенять его умение медитировать без усилий, и сел практиковать рядом, справа от него. И в тот сеанс медитации, попытавшись ощутить, как он сидит, я почувствовал, что это лёгкость и расслабленный отдых.

Поэтому вот первая идея, которую я стараюсь помнить и советую вам знать: медитация может быть лёгким, непринуждённым времяпровождением – примерно как валяние в постели или на морском пляже. Вы не думаете, сколько ещё минут должны лежать, вы просто отдыхаете и можете валяться хоть целый день. Примерно так же можно расслабиться и в сидячей медитации.

Поэтому, если от долгих или многочисленных сидений на затворении вы устаёте и начинаете думать: «Высижу я или нет», то знайте, что медитация может быть состоянием непринуждённости, и у вас есть шанс его найти.

Второе: известно, что желание расслабиться может создать некое внутреннее напряжение, и, если сильно стараться, то расслабиться может стать даже труднее. Поэтому лучше не столько стараться, сколько просто отпустить. Не командовать телу «расслабляйся», а позволить расслабиться. Однако при некотором опыте можно не просто отпускать расслабление на самотёк, но и сознательно помочь ему. Например, как только вы сели в позу медитации, «погружайтесь». Как человек вздыхает, сбрасывая какое-то мысленное бремя – выдохните, овевая вдоль тела, от носа вниз, выдохом и расслаблением. При этом распуская мышцы, позволяя им свободно висеть на костяке. Несколько таких выдохов, с позволением телу расслабляться, приглашая расслабляться.

Так вам не нужно будет сидеть и ждать минут двадцать, пока тело успокоится и кручение мыслей в голове осядет. Если в голове крутятся мысли и заботы, с ними можно поступить так же, как и с мышцами: каждую приходящую мысль успокаивать, расслаблять и отпускать. Например, приходит мысль о будущем – её не нужно долго обдумывать и мусолить, но можно дать какой-то быстрый ответ, осознать это как решение проблемы и отпустить эту мысль. С осознанием, что эта забота успокоена, отпустить её и наслаждаться углублением медитации. Прибежала следующая мысль-забота – так же, довольно быстро отвечаешь и отпускаешь её, возвращаешься к погружению в медитацию.

Это как говорить с беспокойной тётушкой: ты не вступаешь с ней в долгие увещевания, иначе это может длиться до полного истощения сил у обеих сторон. Ты просто говоришь ей что-нибудь успокаивающее, и вы оставляете это позади. Например: «Я очень за тебя беспокоюсь!» – «Ну, можешь убиться об стену». Если отвечать всегда с чувством юмора и добротой, последовательно и непоколебимо во своём отказе раздувать волнения, то можно помочь человеку отпустить его беспокойства.

Такое быстрое отпускание и погружение в непринуждённость может требовать некоторого опыта и целенаправленной собранности, но это можно развить. Ты садишься в медитацию, расслабляешься со вздохами и сознательно отпускаешь напряжения тела и ума, и успокоенно осознаёшь, как расслабление углубляется. Это не как в ситуации новичка, который топчется, озирается и всего кругом опасается; это самоощущение опытного человека, который решительно проходит к цели. Это может не получаться у новичка, и ничего плохого в этом не будет – но полезно знать, что можно довольно быстро, сознательно отпустить волнения тела и ума и погрузиться в созерцание.

Третье: если устал, лучше не пытаться что-то практиковать, а просто лечь и поспать. Но как быть, если расписание затворения требует сидеть дальше, и в мышцах накапливается усталость, напряжение и боль?

Не следует оседать мешком, перенося вес с мышц спины на органы брюшины. Это давление на внутренние органы может повредить им. Если совсем трудно, лучше попросить запиской руководителя разрешить вам пропустить сеанс медитации или провести его лёжа. А вообще, накапливающиеся напряжения и боли в мышцах стоит встречать не недовольством – которое их только усилит – а лаской и дружелюбием. Здесь есть небольшая хитрость: не стоит напряжённо сосредотачиваться на боли, потому что она от этого может разрастаться, занимая всё больше места в уме. Но стоит подарить осознанность той части тела, которая испытывает неудобство. То есть, уделять внимание не боли, а телу в том месте.

Дарите этому месту осознанность, теплоту, заботу и дружелюбие. Возможно, тогда болезненные ощущения ослабнут и растекутся вокруг приятными лучиками тепла.

Четвёртое: попробуйте ощутить тело отдельно от ощущения «я». Воспринимайте тело не как «себя», а как нечто воспринимаемое, о чём стоит позаботиться. Так может быть легче сбросить привычные напряжения, осознать перекосы позы и так далее. Воспринимая тело как тело, без «я», легче позволить ему само-отрегулироваться.

Пробуждённое отношение к миру – это не старание всё исправить и всем покомандовать; это наблюдение, как энергии могут течь гармонично. Это позволение всему регулироваться естественно, не мешая. Это как наблюдать за играющими детьми: не нужно командовать «Миша, бери мячик, Катя, неси куклу» – они и сами будут делать то, что им интересно.

Позвольте всем вещам жить в соответствии с их природой; если потребуется вмешательство рассудочного ума, тогда пусть поработает, но в остальное время пусть он не мешает саморегулировке вселенной. Просто обнимите происходящее осознанностью, и дайте этой осознанности работать.

Может быть, вы даже обнаружите, что вселенная сознательна в каждой частичке, а ваше осознанное «я» – лишь ворсинка на её живом теле.

Итак, без вторжения чувства «я», отпустите осознанность наполнить тело.

И тогда, вероятно, оно сможет регулироваться оптимальным образом.

Пятое: если что-то не получается, как хотелось бы, это не повод огорчаться. Практика – это исследование. Трудности хороши тем, что вы учитесь осознавать их, постепенно понимаете их причины и узнаёте способы работать с ними. Поэтому, когда приходит трудность – это не повод раздражаться, а наоборот: к вам стучится ценное знание!

Научившись, как работать со сложностями, вы сможете помогать и другим.

Шестое: пусть ваша практика исходит – не из каких-то соображений и расчётов, не из мыслей и надежд, а – из цельности сердца.

 

Эти шесть советов кратко можно запомнить так:

  1. Медитируй непринуждённо.
  2. Отпусти волнения тела и ума.
  3. Дари осознанность для освобождения.
  4. Позволь работать природе Будды.
  5. Исследуй происходящее на благо всех.
  6. Действуй из цельности сердца.